Базовый вид коррупции постсоветских стран

Когда мы говорим о коррупции, то представляем в первую очередь ее финансовый аспект – обогащение за счет взяток и откатов. Но это совершенно не так. 90% всех коррупционных схем базируется на родственных, дружеских, земляческих связях, представляя собой услуги, а не вымогательство взятки.

Базовый вид коррупции постсоветских стран

Это относится ко всем уровням социальной лестницы, от президентов, привлекающих к управлению страной не специалистов, а надежных "своих" до самого низового уровня, где для устройства на работу нужны связи.

Если обычная коррупция – использование собственного положения для обогащения, характерна для всех стран (в той или иной степени). То использование личных связей – удел отсталых режимов.

Ущерб от первого вида может быть значительным, но он в основном финансовый, не влияющий на экономику в целом. Все механизмы продолжают работать в прежнем режиме, только с учетом коррупционной составляющей. Даже во взятках сохраняется принцип конкурентности – кто больше дал, тот и получил.

Со вторым типом все намного хуже. Он разрушает основы экономики. Преимущества получают не те кто лучше, пусть даже по финансам, а те кто имеет связи. То есть абсолютно посторонние люди. Это разрушает основной механизм экономического развития – конкуренцию.

Если в случае с взятками, взять в долг (для нижнего уровня) или кредит (для высокого) может любой уверенный в своих силах человек, и оплатив ее, получить должность или контракт. Тут дело только в умении рисковать и собственных профессиональных качествах, позволяющих не провалиться. То в ситуации со связями, ты можешь быть гением, а твой конкурент имбецилом, и все равно выиграет он.

Страна в которой превалирует взятка, развивается вне зависимости от уровня коррумпированности. За малым исключением стран, где коррупции почти нет, западный мир относится к таким государствам.

Страны, где сильны родственно-дружеско-земляческие связи, стоит на месте или катится назад. Это вся Азия за исключением нескольких восточно-азиатских государств. Причем даже в этом сегменте есть ранжирование. В самых отсталых странах сильнее всего кумовство – семейные и клановые связи, в чуть менее отсталых процветает землячество, а в самых продвинутых – дружба и товарищество.

Это очень хорошо прослеживается на постсоветских государственных образованиях или на российских регионах. В Средней Азии и на Кавказе – кумовство, в Закавказье и национальных республиках РФ – землячество, на Украине и Белоруссии, а также в столицах РФ – товарищество и частично землячество, в Прибалтике – товарищество.

Все это ведет к тому, что на всех уровнях управления находятся не лучшие, а "свои". В бизнесе процветают не самые способные, а самые близкие к власти. Работают не самые профессиональные и работоспособные, а самые приспособленные.

Государственная машина скрежеща и проворачиваясь, на максимальной нагрузке, с трудом ползет вперед, когда другие страны пролетают мимо.

ПС. Сейчас модно называть Сталина "успешным менеджером", совершившим за короткий срок чудовищный экономический рывок. На самом деле его единственная заслуга в том, что у него не было ни братьев, ни сватьев. Шансы на успех, как и на провал, были равны для всех.

Сталин далеко не мой кумир, но это действительно его большое достижение. Пусть и с перегибами. (Представьте насколько лучше было бы стране, если бы нынешние друзья-товарищи, как сталинские, пошли в свое время под статью.)

С его смертью, начиная с Хрущева, началось землячество, кумовство и прочие непотребства, которые, проникнув на все уровни резко затормозили развитие Союза.