Постановление Правительства РФ № 1171: куда уходят бюджетные деньги

В предыдущей статье мы рассматривали смешное постановление Правительства РФ №1170 (о переименовании шапок-ушанок), что могло создать ложное впечатление о ненужности министров, поэтому давайте посмотрим что там со следующим, за номером 1171.

Постановление Правительства РФ № 1171: куда уходят бюджетные деньги

Но сначала я предлагаю вспомнить историю самолета SSJ 100 (Сухой Суперджет 100). Помните широкую рекламную компанию о прорыве российского самолетостроения? О разработке дочерним предприятием КБ Сухого сверхсовременного гражданского лайнера, способного вытеснить с международных рынков всех конкурентов?

Тогда мы все радовались, что наконец хоть что-то, хоть какой-то реальный намек на то что страна начинает развиваться.

Несколько лет мы слушали восхищенные репортажи о том, как идет разработка и испытания самолета. А потом будто обрезало. Впечатление такое, что 59 млрд. рублей вложенные в разработку закончились, и проект перестал интересовать. Что же случилось?

Для справки: Разработка самолета Сухой Суперджет 100 началась в 2003 году, когда проект победил в конкурсе на создание ближнемагистральных самолетов. Что не удивительно, учитывая вес принимавших участие в конкурсе и "гениальное прозрение" менеджмента КБ Сухого, который открыл подразделение занимающееся выпуском SSJ 100, за три года до конкурса.

В 2008-ом начинаются летные испытания, которые также широко освещаются в прессе. АО «Гражданские самолёты Сухого» (АО «ГСС»), разработчик и производитель самолетов, набирает заказы на поставку. Планируется до 2013 года выпустить 236 самолётов SSJ100.

Первый серийный самолет, в апреле 2011 года, получает армянская компания Armavia. А уже в августе 2012 отказывается от него возвращая обратно. Два единственных зарубежных заказчика индонезийская Sky Aviation и вьетнамская Lao Central Airlines, прекращают свою деятельность (что говорит о выборе партнеров). Некоторые из российских компаний, отказываются от контракта. По сути один только прогосударственный Аэрофлот берет самолеты, да и то в лизинг и по цене меньше себестоимости:

Поставка самолётов в «Аэрофлот» по оценке ГСС является заведомо убыточной, так как воздушные суда приобретаются по цене существенно ниже их каталожной стоимости ($23–24 млн) из-за того, что Аэрофлот, как первый крупный заказчик, разделяет часть рисков, связанных с реализацией проекта. Первые 10 поставляемых в авиакомпанию самолётов (комплектация «light») ГСС планирует выкупить в 2013—2014 годах по средней цене в $19 млн. (с) Википедия.

В итоге, при плане в 236 самолетов до 2013 года, компания выпустила на 2 октября 2018 года 169 авиалайнеров из которых летает 125.

Интересно, что по заявлению президента АО «Гражданские самолёты Сухого» , компания входит в зону рентабельности, только при продаже 60-ти самолетов ежегодно.

Вот так поставки выглядят до сегодняшнего времени:

Компания входит в зону рентабельности, только при продаже 60-ти самолетов ежегодно

Поэтому неудивительно, что проект, только разработка которого обошлась в 59 млрд., ежегодно приносит одни убытки:

Проект, только разработка которого обошлась в 59 млрд., ежегодно приносит одни убытки

А вот общие показатели ГСС за 2015 год:

ГСС за 2015 год

Минус 23,5 млрд. рублей! В мире существует еще одна компания у которой убыток равен 70% оборота?

Как бы в такой ситуации поступили вы на месте правительства? Тут есть два варианта:

1. Прикрыть нафиг убыточное производство.

2. Инвестировать в модернизацию SSJ 100, сделав его конкурентноспособным. Чтобы хотя бы продавать по себестоимости.

Но наше Правительство принимает Постановление № 1171 (О субсидии на приобретение самолётов «Сухой Суперджет 100»)

Постановление от 2 октября 2018 года №1171. Государственной транспортной лизинговой компании предоставляется субсидия в размере 9,8 млрд рублей на приобретение самолётов «Сухой Суперджет 100» для последующей передачи в лизинг российским авиакомпаниям, осуществляющим перевозки на региональных авиалиниях.

Постановление Правительства РФ № 1171: о субсидиях на самолеты «Сухой Суперджет 100»

Получается правительство тупо дает деньги убыточной компании, через посредника, причем заранее в постановление забивает цену покупки.

Приложение к постановлению Правительства РФ № 1171

О цене отдельный разговор. АО "Гражданские самолеты Сухого", всегда отдавало самолеты в лизинг ниже каталожной цены – при к.ц. 35-36 млн. долларов за 27-28 млн. И это понятно, цена в каталоге существует для зарубежных покупателей, своим самолет реализуется с небольшой надбавкой (хотя как мы видели выше, чаще всего ниже себестоимости).

Но похоже наше Правительство относит себя к иностранным клиентам, т.к. закладывает цену на лизинг в 35 миллионов или ... имеет собственный интерес.

Еще более странно, что Государственная Транспортная Лизинговая Компания (ГТЛК), через которую льют деньги ГСС, сама реализует Суперджеты по смехотворной цене:

«ГТЛК предлагает операционный лизинг в рублях в среднем на 12 лет со ставкой лизингового платежа около 8 млн руб. в месяц», – рассказал первый заместитель гендиректора авиакомпании «Якутия» Павел Удод. Исходя из размера среднего платежа за SSJ100 это соответствует курсу 40–50 руб./$, добавляет он. Если же пересчитать платежи по текущему курсу рубля, то самолеты обойдутся в $15 млн – почти вдвое меньше средней цены.

Статья правда 2016 года, но доллары остались долларами.

Еще более удивительно, что рассматриваемый нами слив бюджетных средств происходит не впервые (оттуда же):

В октябре правительство распорядилось влить в уставный капитал ГТЛК 30 млрд руб. Средства пошли на авансирование контракта с ГСС.

Вы понимаете что происходит? Правительство дает деньги ГТЛК для покупки Суперджетов 100 у убыточной ГСС по завышенным ценам, потом Государственная Лизинговая Компания отдает эти самолеты в лизинг частным компаниям по цене в 2 раза дешевле.

Естественно, ни о каком возврате средств в бюджет речи не идет. Миллиарды распиливаются откатами, только на завышенной цене закупки почти 10 млн. $ с каждого самолета, и распыляются в некуда. Ну может еще частные авикомпании получают выгоду от такой дешевой цены (хотя судя по спросу, даже вдвое дешевле Суперджет никому не нужен).

В августе 2018 года авиакомпания «Якутия» уведомила о проблемах в графике летнего сезона из-за неисправностей двигателей, связанных с конструкторской недоработкой, высокой стоимостью и продолжительностью ремонта. Из восьми двигателей полностью рабочими являются два.

Вот как-то так ... привет пенсионерам от Правительства.